Blog Listing

Журналистика и актерство — ничего общего!

Позади полгода учебы, а это значит, что у многих школьников скоро включится режим шекспировского Гамлета, который терзался раздумьями. Некоторые абитуриенты журфака тёмными ночами спрашивали себя: «Журфак или театр, вот в чем вопрос?». Нашей редакции всегда казалось, что театр и СМИ – очень разные вещи… или нет?

Чтобы разобраться с этим вопросом, мы обратились к журналисту и актеру Международной Чеховской лаборатории Олегу Вениаминовичу Дуленину. На его счету более 200 проектов, множество ролей, в частности, в таких спектаклях, как «Вишневый сад», «Три сестры» и «Недотепы». Последний идет в Театре Грановского, где Олег играет Леонида Андреевича Гаева. Также Олега можно будет скоро увидеть на канале «Россия» в сериале «Рая знает-2».

В своё время он учился на нашем факультете, параллельно работал в различных СМИ, получил премию Союза журналистов и, как сам признался, профессионально был вполне счастлив. Однако в какой-то момент понял, что больше не получает удовольствия от журналистики. Актер вспоминает, что будто «почувствовал себя чеховским Ивановым, который, как известно, в тридцать лет уже «надорвался». По словам собеседника, точку над i поставила Маргарита Михайловна Ковалева, которая, будучи научным руководителем его дипломной работы, однажды сказала: «Олег, я думаю, вам не место в журналистике…». И посоветовала связать свою жизнь со сценой. После этого Олег Вениаминович поступил в театральный институт. С тех пор прошло больше двадцати лет.

Кто вы сейчас по профессии?

Я журналист (выпуск факультета журналистики Уральского госуниверситета 1996 года) и актер театра и кино (выпуск актерского факультета Екатеринбургского государственного театрального института 1999 года).

Олег Дуленин в роли отца Павла Богословского в фильме «Еду как хочу» (в 2017 г. на Фестивале духовно-нравственного кино памяти Иоанна Кронштадтского Олег получил за эту работу приз «За лучшую мужскую роль»).

Олег Дуленин в роли странника Антония (на съемочной площадке сериала «Тайны госпожи Кирсановой»)

Помогла ли журналистика в вашей сегодняшней профессии?

Первая профессия, так или иначе, помогает мне очень часто. Во-первых, я был, есть и, смею надеяться, буду человеком, постоянно что-то пишущим. Иногда по заказу, иногда для себя. А время от времени бессонною порою я намеренно заставляю себя корпеть над какими-нибудь текстами. Просто так, дабы не потерять форму. Мало ли что может преподнести наша абсурдная действительность. Во-вторых, благодаря Людмиле Михайловне Майдановой нормы современного русского литературного языка я знаю вполне, поэтому, когда читаю современные пьесы или сценарии и замечаю ошибки, тут же их исправляю. Зачастую какие-то реплики просто-напросто переписываю. К сожалению, далеко не все современные драматурги, равно как и сценаристы, читают свои опусы вслух, а жаль. Каждому первокурснику журфака известно: у письменной речи и речи устной взаимоотношения, мягко говоря, очень сложные, и это нельзя не учитывать.

Как вы думаете, почему люди, которые не смогли поступить в театральный, идут в журналистику?

Я не встречал на своем пути людей, которые, не поступив на актерский факультет, направились бы именно на факультет журналистики. Однако я встречал тех, кто, не поступив на журфак, подавались на актерский и поступали. В любом случае, и те, и другие – скорее исключение, чем правило. Когда я учился на нашем журфаке, и мы с группой единомышленников и единодушников пускались в художественно-самодеятельные экзерсисы, особенно по весне (имею в виду возрожденный нашим курсом традиционный журфаковский праздник «Весна факультета»), мы часто спорили о том, какова иерархия творческих профессий. Хотя бы по степени важности для социума. Несмотря и вопреки, к консенсусу мы так никогда и не приходили…

В чем, по вашему мнению, сходство журфака и актёрского?

Журфак и актерский факультет, на мой взгляд, не имеют никакого сходства. Давайте взглянем на них с точки зрения занятости. На журфаке учиться, действительно, «лафа». По крайней мере, на старших курсах. По сравнению с актерским факультетом, во время учебы на котором тебе некогда ни охнуть, ни вздохнуть, ни... Ты пашешь буквально сутками. На журфаке же многие неплохо учатся, как раньше выражались, без отрыва от производства. Я знаю многих актеров и актрис, которые, так или иначе, обрели место под солнцем журналистики. Как правило, телевизионной. И они вполне себе успешно трудятся, а некоторые даже процветают. Однако я не знаю ни одного журналиста, который бы добился успеха в актерской профессии без актерского (режиссерского) образования. Хотя нет, одну такую журналистку я знаю. И вы, конечно же, тоже. Великая русская актриса Ия Сергеевна Саввина окончила факультет журналистики МГУ. Но это редчайшее исключение.

Не жалеете ли вы о своем выборе?

Так или иначе, я работаю актером и подрабатываю журналистом. То есть я не бросил одну профессию ради другой. Однако приоритет, разумеется, очевиден. Гениальный Слава Полунин однажды сказал, что надо делать только то дело, от которого внутри «дзынькает». Когда я играю в театре или снимаюсь в кино, у меня точно «дзынькает». И я от этого «дзыньканья» становлюсь абсолютно счастливым человеком. С должной широтой легкомыслия…

Анастасия Башкирцева

Рассказать друзьям
  • 1
    Поделиться


Оставить комментарий